Мировое литературоведение
Хрестоматия является первым в независимом Казахстане изданием, дающим системное и прикладное представление о главных проблемах науки о литературе. Данная хрестоматия состоит из работ литературоведческого, философского и общеэстетически культурологического плана, позволяющих дополнить и расширить современное знание о литературе. При выборе научного материала авторы придерживались общепринятых литературоведческих принципов их расположения.
Главной задачей данной книги является знакомство с основами понимания и изучения литературы. При этом мы исходим из современного понимания литературы как одного из видов искусства, наряду с живописью, музыкой, скульптурой и архитектурой. Между тем исходя из достижений современного литературоведения учитывалось отличие литературы от других видов искусства и ее специфика как словесного творчества. Литература возникает и функционирует в той или иной форме национальной литературы, включаясь в состав мировой литературы, о чем свое время писал еще Гете.
Что из себя представляет национальная литература? Это совокупность отдельных художественных произведений в тот или иной период времени. Художественные тексты являются сложной структурой, требующий и ждущей своего истолкования (таныту). Поэтому предлагаемая книга - это размышления о специфике литературы как вида искусства и раскрытие особенностей литературного процесса и самой сущности художественного текста как факта литературного произведения.
При этом мы придерживались общепринятой в такого рода изданиях композиции: в первую очередь ставится вопрос о специфике искусства и принципах его изучения (Раздел I), затем - об особенностях и специфике литературы как вида искусства (Раздел II), то есть, осмысление литературного произведения.
Книга представляет ставшие классическими рассуждения о художественном произведении, как о целостном явлении, о произведении как о содержательной форме, о специфике содержания и его типологии, о соотношении содержания и формы, и о различных аспектах художественной формы: о персонажах, сюжете, композиции, предметной изобразительности, художественной речи и ее жанровых особенностях в эпосе, драме и лирике, а также о задачах стиховедения и стихотворной речи (Раздел III).
IV раздел содержит систематизацию классических и современных жанровых теорий: о сущности жанра как одной из граней литературного произведения и структуры литературного процесса; о принципах классификации жанров и о значимости историко-типологического подхода к их изучению. Поэтому литературный процесс представляется рассмотрением жанров и их места в литературном процессе.
V раздел демонстрирует особенности функционирования литературных произведений - художественного текста.
Расположение текстов по разделам носит условный характер. Есть труды, которые по своему содержанию были включены в несколько разделов. Это обычная практика в современных подобного рода хрестоматийных изданиях. Поэтому первый раздел «Специфика искусства и принципы его изучения» начинается не с традиционных суждений Аристотеля в эпоху античности (они даны в III и IV разделах), а с классического высказывания Аль-Фараби и Гегеля.
Расположение текстов внутри каждого раздела подчиняется историческому принципу. Большинство работ вошедших в хрестоматию, дано в сокращении. Сокращения указаны знаком <....>. Даты первых публикаций или написания даны в скобках, после заглавия.
При подборе и цитировании текстов авторы хрестоматии опирались на классические труды русского и мирового литературоведения. В хрестоматию включены также фрагменты из работ западноевропейских мыслителей XIX и ХХ века.
Представлены также научные исследования ХХ века в трудах ведущих мировых литературоведов с их основными суждениями о литературе и об анализе художественного произведения.
Первый том состоит из следующих разделов:
1. Специфика искусства и принципы его изучения.
2. Литература как вид искусства и ее роды.
3. Литературное произведение (частично)
Во второй том предлагается размещение следующих разделов
1. Мир произведения (персонажи, сюжет, предметная изобразительность)
2. Стилистика. Слово в контексте. Особенности речи в лирике, эпосе о драме.
3. Стиховедение
4. Литературный стиль
Третий том посвящается следующим разделам:
Раздел 4. Литературные жанры
Раздел 5. Функционирование литературных произведений
Раздел 6. Литературное произведения как предмет современной зарубежной науки о литературе
В конце каждого тома даны сведения об авторах.
Хрестоматию составили научные сотрудники отдела теории литературы и методологии литературоведения Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова МОН РК: д.филол.н. А.С.Исмакова, д.филол.н. Г.Ш.Елеукенова, д.филол.н. Г.Ж.Пралиева, к.филол.н. У.О.Еркинбаев, мнс А.Т. Ойсылбай и А.Мухаммеджанова.
Предлагаемый труд является первым изданием в отечественном литературоведении, дающим теоретическое и прикладное представление о ведущих проблемах науки о литературе. Данная книга - это хрестоматия, состоящая из ключевых фрагментов исследований известных представителей мировой и общественной мысли: Аристотель, аль-Фараби, Г.В.Ф.Гегель, И.Тэн, А.Н.Веселовский, В.Шкловский, Ю.Н.Тынянов, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Ж.Б.Дюбо, Г.Э.Лессинг, Р.Уэллек, Л.Я.Гинзбург, Г.Г.Гадамер, Ж.Женетт, Ц.Тодоров, А.А.Потебня, Д.С.Лихачев, Р.Барт, М.Фрайзе, А.Ф.Лосев, И.Кант, В.Гумбольдт, И.Хейзинга, Б.И.Ярхо, М.Гаспаров и др. Основные проблемы системного изучения литературы охватывают важнейшие вопросы теоретического литературоведения - генезис и эволюцию как самой литературы, так и важнейших ее категорий: автора и героя, художественного образа и слова, сюжета и композиции, жанра и стиля и др. Тексты расположены в хронологической последовательности, с охватом всех стадий развития искусства слова и на широком сопоставительно-сравнительном материале литературоведческого, философского и культурологического плана.
Хрестоматия адресована филологам, историкам, культурологам, преподавателям, студентам и широкому кругу читателей.