• (727) 272 74 11
  • info@litart.kz

    ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В КАЗАНИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

    Еркебай А.С.,

    кандидат искусствоведения, старший научный

     сотрудник  отдела театра и кино Института литературы и

    искусства им. М.О.Ауэзова МОН РК 

     

     

    ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В КАЗАНИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

     

    В этом году с 3 по 7 июня в Казани прошел XI Международный фестиваль тюркских народов «Науруз». Впервые Фестиваль «Науруз» был проведен в 1989 году по решению Союза театральных деятелей СССР в Алма-Ате. После распада СССР ежегодный фестиваль не проводился в течение 5 лет. Возрождение фестиваля «Науруз» состоялось в 1998 году, и отныне фестиваль обосновался в столице Республики – Казани (один раз в четыре года) и получил статус Международного. С 2009 года Фестиваль проходит один раз в два года. Учредителями фестиваля являются Министерство культуры Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей Республики Татарстан при поддержке Союз театральных деятелей Российской Федерации, Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ).

    За 5 фестивальных дней на пяти театральных площадках Казани было показано 27 спектаклей театрами Алтая, Башкортостана, Татарстана, Тувы, Чувашии, а также Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции.

    По традиции спектакли-участники обсуждаются Коллегией критиков из 14 авторитетных театральных критиков из Будапешта, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Уфы. В этом году коллегию критиков возглавила известная в России и за рубежом театральный критик, кандидат искусствоведения, арт-директор международного театрального фестиваля «Золотой конек»  Ириной Мягкова.

    В рамках форума проводятся семинары и мастер-классы по актерскому и режиссерскому мастерству, театроведению и менеджменту в сфере театрального искусства.

    Также в рамках фестиваля были организованы встречи с известным швейцарским поэтом, драматургом и театральным критиком, директором Международного театрального института (ITI) ЮНЕСКО Тобиасом Бианконе, всемирно известным педагогом, руководителем Международного театрального центра «Akt-Zent» (Германия), профессором, кандидатом искусствоведческих наук Юрием Альшиц, программным директором, педагогом, одним из основателей-учредителей Международного театрального центра «Akt-Zent» (Германия) Кристин Шмэлер и театральным режиссером (Колумбия), выпускником РАТИ-ГИТИС Александром Гонсалесом. На встрече разговор шел об особенностях организации театрального фестиваля, о совместной работе Республики с международной организацией ЮНЕСКО и о театральном образовании, в частности, об образовании театральных педагогов. 

    Фестиваль «Науруз» объединяет театры тюркоязычных народов,  отражает неповторимость культурной сокровищницы каждого тюркского народа, укрепляет межтеатральные связи и взаимное обогащение театральной культуры тюркских стран. Курс взят на то, чтобы качественно представить все направления современного театра.

    На открытие фестиваля было прочитано приветствие Президента РТ Рустама Минниханова в адрес участников фестиваля. «Театры со всего тюркского мира вновь собрались в древней Казани, чтобы продемонстрировать свои лучшие постановки, сценические традиции и творческие искания», – говорилось в приветственном письме.

    Почетным гостем XI Международного фестиваля тюркских народов «Науруз» стал театр «Школа драматического искусства» со спектаклем «Пушкинский утренник» выдающегося режиссера современности Анатолия Васильева. «Пушкинский утренник» – постановка 2001 года. В программках спектакль значится как «Уроки Анатолия Васильева». Такой подзаголовок означает, что это не спектакль в привычном понимании, а результат постепенной последовательной работы учеников Анатолия Васильева – актеров лаборатории театра «Школа драматического искусства». Спектакль сложился в процессе работы актеров театра над двумя темами: диалогами Платона, в частности, диалогом «Пир», и ранними стихами Пушкина.

    Также, почетным гостем XI Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» стал моноспектакль Центра им. Вс.Мейерхольда (Москва) «Медея-Кэрчиктер» по пьесе немецкого драматурга Хайнера Мюллера. В главной роли – Степанида Борисова, легендарная якутская актриса и певица, ведущая актриса театра «Олонхо» и Якутского академического театра им. П. Ойунского, народная артистка России и Республики Саха-Якутия (РС-Я).

    Моноспектакль «Медея-Керчиктер» – необычная интерпретация классического античного сюжета «Медея» молодого кыргызского режиссера Шамиля Дыйканбаева, выпускника магистратуры Центра им.Вс.Мейерхольда (ЦИМ). 

    В прочтении Дыйканбаева Степанида Борисова исполняет текст Хайнера Мюллера в корневой якутской манере, ее Медея – это язычница, шаманка. Действо свершается, словно на напряженно вибрирующей грани между шаманским ритуалом и античной драмой. Это не история о мести или безумии, а телесно-голосовое повествование об отзвуках минувшего в настоящем. О том, как прошедшее порой не отпускает и может возникнуть в любой нежданный миг.

    В афише XI фестиваля «Науруз» представлен еще один спектакль режиссера Шамиля Дыйканбаева – драма «Анархай» по мотивам произведения Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» Государственного молодёжного театра «Учур» (Кыргызстан, г.Бишкек).

    Спектакли, снискавшие одобрение коллегии критиков фестиваля: «Однажды летним днем» Й.Фоссе и «Мулла» Т. Миннуллина Татарского академического театра им. Г. Камала; «Мещанская свадьба» Б. Брехта Альметьевского татарского драматического театра; «Остров небесных сетей» М. Тикамацу Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читеген»; «Ромео и Джульетта» Шекспира Музыкально-драматического театра республики Тыва им. В. Кок-Оола;  «Ступеньки, ведущие в небо» Кобо Абэ Национального драмтеатра им. П. Кучияк (Респ. Алтай); «Одноглазый» Т.Нара Кызылординского казахского музыкального драмтеатра им. Н. Бекежанова; «Анархай», Ч. Айтматова Молодежного театра «Учур»; «Самоубийца Бенерджи», Н. Хикмета Стамбульского театра драмы, «Затмение» М. Карима Башкирского академического драматического театра им. М. Гафури;  «Лавина» Т. Джюдженоглу Мензелинского татарского драматического театра им. С. Амутбаева.

    Программа фестиваля была такой богатой и многожанровой, что хотелось сразу идти на все спектакли. Но нужно было выбирать, поскольку представления шли одновременно во всех драматических театрах города и на сцене Татарского государственного театра кукол «Экият».

    Фестиваль открылся спектаклем «Однажды летним днем» по пьесе норвежского авангардиста Йона Фоссе, поставленного татарским режиссером Фаридом Бикчантаевым. Это – психологическая драма, где главная героиня все время возвращается к прошлому, пытаясь понять, что побудило мужа исчезнуть, уйти из ее жизни однажды летним днем. Все театральные критики единогласно заявили, что эта постановка была лучшей работой фестиваля.

    Также открытием фестиваля стал трагифарс Б.Брехта «Мещанская свадьба» Альметьевского Татарского государственного драматического театра. Петербургский режиссер Искандер Сакаев в постановке этого спектакля обратился не только к методу Мейерхольда  – биомеханике, но и приблизился к «театру абсурда», гротеску.  

    Актеры Альметьевского театра сумели создать ансамбль в спектакле, их даже в начальных сценах настраивают, словно инструменты оркестра. Особенно критики отметили три сцены спектакля, где люди-марионетки оживают. Это – трагический монолог отца в одежде итальянского паяца (Рафик Тагиров), финальная сцена жениха и невесты (Эльмира Ягудина, Ильсур Хайрутдинов), где они светятся любовью,  сцена совместного пения татарской песни за столом на свадьбе. Спектакль поставлен на камерной сцене, зрители сидят прямо на сцене, то есть их внимание сконцентрировано только на персонажах спектакля, ничто больше их не отвлекает.

    Татарский государственный академический театр им.Г.Камала участвовал со спектаклем «Мулла» Т.Миннуллина. Пьеса была написана в 2006 году и в этом же году ее удостоили премии Министерства культуры Республики Татарстан. Фарид Бикчантаев, главный режиссер театра воплотил в театральной постановке свое, индивидуальное видение образа главного героя. По сюжету пьесы, из города в небольшую татарскую деревню приезжает молодой мулла Асфандияр. Аулу грозит вымирание и в первую очередь от алкоголизма, но страшнее пустота в душах людей. От того, какое решение примет молодой мулла, зависит спасение многих. Один неверный шаг – разразится катастрофа. Пьеса обнажила много проблем, поставила много вопросов, на которые спектакль не дает однозначного ответа, но ставит проблему ребром, зарождает сомнения в душе зрителя.

    Национальный драматический театр им.П.В.Кучияк (Республика Алтай) показал спектакль «Ступеньки, ведущие в небо» по произведению Кобо Абэ «Женщина в песках».

    Инсценировка знаменитого романа японского писателя ведет главного героя от возмущения до смирения с философией «ямы». Якутский режиссер Елена Гримм философски преподнесла идею о том, что песок это не только стихия и природное вещество, а в первую очередь время. И этот песок запорошил души героев. А песчаная яма – это состояние души. А для нашего героя яма в первую очередь стала жёсткой проверкой его человеческих реакций. Оригинальность спектакля была и в музыкальном оформлении. Алтайская музыка шла звуковым оформлением к спектаклю.

    Заслужил внимание критиков и спектакль Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген» «Остров небесных сетей». Режиссер-постановщик, а также постановщик сценической пластики спектакля – заслуженный деятель искусств Калмыкии Баатр Колаев.

    «Самоубийство влюблённых на острове Небесных сетей» – это классическая драма средневекового драматургаТикамадзу Модзаэмона (1653-1725). Пьеса первоначально была написана для кукольного японского театра Бунраку под впечатлением от реальных событий, произошедших в XVII веке на острове Омэдзими в Японии.

    Центральная тема драмы – несчастная любовь молодых людей. Молодой торговец бумагой Дзихэй страстно влюблен в хорошенькую куртизанку Кохару, которая отвечает ему взаимностью. Но общество и власть денег приводят влюбленных к самоубийству. Следует отметить, что звуковым фоном и этого спектакля было живое музыкальное оформление.

    Одним из последних спектаклей фестиваля стало «Затмение» по известной трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения» Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури. Новая постановка башкирского режиссера Айрата Абушахманова – смелый эксперимент с декорациями, одеждой, украшениями, своеобразное соединение европейских традиций и башкирских обычаев. Критики особо отметили роль Танкабике С.Буранбаевой. Главная идея режиссера – противопоставление черного и белого, добра и зла, любви и ненависти, которые находят приют в душе каждого человека. И пройдя через все это – обрести внутреннюю свободу. Самой удивительное в спектакле было то, что на сцене появляется живая лошадь, которую и сыграла живая лошадь по кличке Дастархан! Это произвело настоящий фурор среди зрителей. Но не все критики отнеслись к такой «находке» режиссера благосклонно. Заметили, что не надо идти на поводу у зрителя, причем у зрителя-обывателя.

    Из Казахстана в фестивале приняли участие три коллектива: Кызылординский областной казахский музыкально‑драматический театр им. Н. Бекежанова, Актюбинский областной театр кукол «Алакай» и Северо-Казахстанский областной театр кукол. Особенностью нынешнего фестиваля было то, что в нем были широко представлены кукольные театры и все современные тенденции развития этого вида театрального искусства. Кукольный театр из Петропавловска показал трагедию Чингиза Айтматова «Здравствуй, Белый пароход, это я!».  Молодой режиссер Булат Абдрахманов не только постиг глубину айтматовского произведения, а с помощью кукол, простым и доступным языком донес до маленького зрителя одиночество мальчика, который мечтает стать рыбой и доплыть до белого парохода к отцу, доброту его деда Момуна, знающего много легенд. Особо следует отметить игру актера С.Мапенова, сыгравшего не только мальчика, а почти все мужские роли в спектакле. Актер в совершенстве смог передать переживания и мечты своего маленького героя через жизнь тела куклы.

    Театр кукол «Алакай» привет легенду С.Балыкова «Отпусти поводья и лети…». Сказка о юном храбреце знакомит юных зрителей с фольклором, песнями, танцами казахского народа. Зрители были потрясены быстро меняющимися красочными декорациями и куклами художника А.Курманлиной. Слаженный актерский ансамбль, виртуозная игра актеров, которые не только сумели вдохнуть жизнь в кукол, но и предстали, как и превосходные драматические актеры.  Именно эта постановка была отмечена театральными критиками и без слов признана лучшей постановкой среди кукольных театров. Вообще, два спектакля казахских кукольных театров призывают своих маленьких зрителей быть добрыми, чуткими, внимательными к окружающему миру и помнить традиции своего народа.

    Кызылординский областной Казахский музыкальный драматический театр имени Н.Бекежанова на фестиваль привез спектакль по пьесе турецкого драматурга Тургая Нара «Одноглазый».  Сюжет для своей пьесы автор взял из «Книги Деда Коркута», одну из легенд выдающегося мыслителя огузов. В ней богатырь Басат – сын Аруза сражается с одноглазым циклопом и побеждает его. Спектакль был поставлен в рамках совместного проекта Акимата Кызылординской области и Международной организации «Тюрксой» для участия программе фестиваля фольклорного музыкального искусства туркоязычных государств «Коркут и великая мелодия степи» в 2011 году.

    Режиссеры  Хусеин Амир-Темир и Онталап Нурмаханов не просто показали себя хорошими органи­заторами сценического действия пьесы Т. Нара,  но и  сумели действенно выстроить непримиримую борьбу народа с Тобекозом. Режиссеры спектакля сумели извлечь из героических мотивов древнего эпоса и истории трагические потрясения и нравственные борения нашей эпохи. Сюжет пьесы прост. Потерявший ребенка Аруз Кожа и Кокшешешек спустя многие годы вновь обретают его. Но годы страданий и тяжелого бремени оставляют отпечаток на взаимоотношениях супругов, и потому, когда к Аруз Коже приходит Нимфа он позволяет соблазняет себя. Именно этот его необдуманный шаг приводит к трагедии огузского народа. От этого союза на свет появляется одноглазый ребенок – Тобекоз, который был, не только уродлив лицом, но и жесток душой. В финале пьесы Бассат, сын Аруза и Кокшешешек, потеряв всякое терпение, хотя и узнает, что Тобекоз его родной брат убивает его. Радостный, ликующий народ не замечает, как в кругу танцующих появляются два маленьких одноглазых мальчика. Они – дети Тобекоза. 

    В спектакле, переносящем зри­теля в далекую эпоху с античным хором, бешеной скачкой полудиких лошадей, с легендарными фигурами батыров и их подви­гами, театр интересуют острейшие проблемы добра и зла, войны и мира, любви и ненависти.

    Под ме­лодию кобыза Коркута медленно открывает­ся занавес, и зритель видит мрачные краски ночного неба и людей. И уже этой пер­вой картиной спектакля с яростью родителей, потерявшего единственного ребенка, режиссер успевает ввести зрителя в мир бесправия и безза­кония. В гуле плача, возбужденных голосов и истерических криков массовой сцены зритель успевает разглядеть поведение каждого из участников и обнаружить их неоднородность. Чутко понимая своеобразие компози­ции пьесы, которая начинается как бы с кульминационного накала страстей, режиссеры четко намечают сложную психологическую и эмоциональную партитуру отношения к герою всех участников этой картины спектакля, чтобы зритель, лишенный привычной композиции, неторопливо вводящей его в курс дела, был подготовлен к восприятию драматической судьбы огузского народа.

    Событие постановки вращается вокруг великого мыслителя тюркских народов Куркут Ата.  Куркут Ата, являясь главным героем постановки, также и вводит   зрителя в развитие событий, именно он комментирует происходящее на сцене. Коркут в исполнении Бакытбека Алпысбая глубоко и напряженно думал о судьбах своего  народа. Он постоянно просил народ проявлять смирение и терпение, и даже когда Тобекоз связывает его и начинает бесчинствовать, именно Коркут просит остановиться и еще потерпеть.

    Толпа накалена до предела, и кажется, что никто уже не в силах ее образумить. Появление Аруз Кожи – Сырыма Абдразакова сразу же привлекает всеобщее внимание и «перебивает» ритм сцены целенаправленностью воли и силой духа. Режис­сер и актер сумели пе­редать человеческое обаяние Аруз Кожи не только в сфе­ре его патриотической миссии народного заступника и батыра, но и в напряженных борениях нравственного конфликта героя, обретающего желанную победу ценой личного счастья.

    Режиссерам удалось показать, какие высокие нравственные связи скрепляют Коркута и Аруза, а также их соплеменников, среди которых выделялись в спектакле Главный оракул в исполнении Ергазы Абжалиева и Кокшешешек в исполнении Залипы Толеповой. Абжалиев сумел показать через образ Главного оракула мысли и чаяния самого народа. Чутко понимая свою сцени­ческую задачу, Толепова играла свою героиню не только вер­ным союзником, соратником, другом и мудрой советчи­цей Аруз Кожы, но и его любящей и любимой женой. Актриса на предельном эмоциональном на­кале обнажает тревоги большого и мужественного мате­ринского сердца, живущего по  законам  чести и благородства.

    Так, в мужественном и героическом сказании о любви к родному народу и родной земле слышится яростный голос протеста против войны и насилия. Так, пришедший из глубины веков батыр Басат (акт. Угым Баймаханов) стано­вится союзником и соратником в сегодняшней борьбе за мир своих потомков. Вот это стремление режиссера увидеть и услышать в людях эпоса их сокровенные мысли и чувства, которые оказываются близкими и созвучными современному зри­телю, говорит больше, чем хрестоматийное следование за ее бы­товыми и историческими реалиями.

    На­иболее впечатляющими и напряженно-действенными сценами спектакля оказались те, которые были сыграны молодыми актерами. Это сцена гибели Тобекоза – Бауыржана Ошакбаева, которая становится нравственной кульминацией спек­такля, и первое появление молодой женщины, характер которой раскрывается Галией Боранбаевой в развитии. В ее героине так много женственно-обворожительного и так тонок пере­ход к агрессивной воинственности и даже грубоватой резкости поведения.

    Бесспорным достоинством интерпретаторской рабо­ты режиссера является и трактовка образа Меневше Актолкын Толеуовой, которая сумела показать, как ее юная героиня ищет в щедром и мудром сердце Басата защиту и спасение от жестокого и злобного мира.

    Плас­тика актеров – то раскованная, свободная, открыто мужественная, то вкрадчивая, со звериной грацией, то напряженная и стихийная – прекрасно передает эмоциональную ат­мосферу сценического действия.

    Не менее важные задачи стояли перед постановщи­ком в определении и в воплощении тех внутренних раз­личий и связей, которые несет в себе каждый персонаж.

    Колоритными получились фигуры Караванщика (Б.Темирбеков), Феи (А.Байдалиева), Колдунов (О.Ахманов, Е.Асанов, З.Коздибаева, Ж.Шерниязов). Объединенные общей художественной манерой исполнения, они создали прекрасный ансамбль. Эти персонажи – не главные, тем не менее благодаря подкупающей и правдивой игре актеров, пронесли через весь спектакль положительное начало, тему единения поэта с народом.

    Огузская степь для сценографа Серика Пирмаханова – с трудом сдерживаемый сгусток народной энергии, ко­торый накапливает и собирает свои силы. На сцене нет никаких лишних аксессуаров, никакой бутафории. Этот лаконизм и предельная скупость оформления компенсируются в спектакле щедростью цветового реше­ния, умелым использованием эмоциональных контрастов. Режиссеры интересно выстраивают конфликт противоборствующих в спектакле сил. Этому подчинено решение всей сценической площадки с мрачными тонами тяжелого времени. Красивые огузские костюмы батыров, которые подчеркивают красоту и мощь мужской силы, и спокойные, с ненавяз­чивыми атрибутами бесформенные одежды у народа. Этому контрастному решению подчинена и цветовая гамма женских костюмов. У женщин из народа платья блеклых серых оттенков являются будто воплощением тяжелого момента жизни племени, когда кругом война, насилие и утрата.

    Весь образный строй спектакля был подчинен идее патриотизма, борьбе огузов за независимость, готовности героев жертвовать собой за народное счастье. Внешне это выражалось тем, что на заднике зритель видел единственный глаз циклопа, символически олице­творяющие необходимость защиты отечества от циклоподобных существ, от Тобекозов.

    Все актеры и режиссеры охвачены одним стремлением – проникнуть до конца в идейное богатство пьесы, в каж­дый ее образ, чтобы постичь его живую и ускользающую суть, чтобы вновь встретиться с нетленными нравствен­ными идеалами.

    Без всяких постановочных ухищрений и модерни­зированных формальных приемов режиссеры рас­крывали драматический конфликт через столкновение че­ловеческой воли и характеров. Именно такой подход к эпической народной тра­гедии в привычных формах традиционного психологиче­ского театра оказался плодотворным и глубоко совре­менным, подтвердив творческую самостоятельность режиссера и возглавляемого им коллектива. Потому и коллегия театральных критиков уважительно и с почтением отозвалась о спектакле, подчеркнула, что целенаправленная режиссерская воля Х.Амир-Темира извлекает современный нравственный урок из народного героического эпоса.

    Отыгравшая спектакль казахская делегация с удовольствием посетила памятные места тысячелетнего города, стоящего на семи холмах. Казань поразил своим гостеприимством и удивительной архитектурой. Но особая ценность фестиваля «Науруз» – это общение со своими тюркоязычными коллегами из разных регионов и стран, неоценимый творческий обмен и атмосфера дружелюбия. Именно для того, чтобы братские народы дружили, а не соревновались, на фестивале «Науруз» не выдают никаких премий и номинаций. Здесь все коллективы равны. И благодаря фестивалю «Науруз» мы имеем возможность видеть, как развивается театральный процесс в тюркском мире. 

    Казахские театры привезли из Казани диплом участника фестиваля и тарелку с памятной надписью «Науруз», торжественно врученные организаторами сразу после спектакля, и массу ярких впечатлений.

    Фестиваль «Науруз» помог увидеть главные направления современного театра тюркских народов. Хотелось бы подчеркнуть, что основной костяк спектаклей, участвовавших в фестивале, был поставлен молодыми режиссерами. Талантливые, высокопрофессиональные режиссеры от 25 до 40 лет привезли в Казань постановки мирового уровня.

     

    Опубликовано в журнале  Театр.kz. № 7. 2013 г.

    Search